Савитрин К.
Очарованный странник
Хидэми Фусё родился
22 сентября 1878 года в пригороде Асахигавы (о. Хоккайдо). Макото — отец Фусё —
был этнографом и занимался исследованиями японской культуры, влиянием на неё
других культур. Жена его – Тайё – вела дом и поддерживала в трудах мужа, писала
стихи. Она умерла при родах Фусё.
Несколько лет
Макото был неутешен. Лишь в заботе о сыне он забывал о горе своём и трудом
утешался. Странное событие вновь вернуло ему радость жизни. В городке появилась
русская женщина. Вдова рыбака, детей у неё не было. Чтобы обеспечить себе
пропитание она освоила рыбацкое дело. И вот когда в очередной раз она вышла на
промысел, вдруг налетел сильный ветер и унёс лодку в открытое море. Лодку
прибило к берегу японских островов. Выбившуюся из сил женщину подобрали местные
рыбаки. Макото находился в тех местах. Занятый работой, он оставил сына
поиграть с рыбацкими детьми. И, вернувшись, увидел женщину незнакомого ему
прежде народа. Она сидела, окружённая рыбацкими детьми. Видно было, что она
очень устала. Но глаза её, сияющие любовью к детям, говорили о том, что среди
них она открывала в себе какие-то тайные источники силы. Женщина пела песню.
Слова её Макото понимал не умом, но каким-то внутренним сердечным пониманием.
Странною была эта песня — печальная и сильная, она словно рассказывала о
тяжёлой, но полной радостного труда её жизни. Макото был поражён этою песней. И
ему захотелось побольше узнать о народе, в котором вырос такой прекрасный
цветок — смелый, сильный, нежный и глубокий. Захотелось побольше узнать о
культуре этого народа. И он пригласил женщину в свой дом, предложил ей помочь
вернуться на родину.
Несколько месяцев
ушло на приготовления. Ещё несколько месяцев потребовалось, чтобы получить
разрешение царского правительства на въезд в Россию и временное проживание на
её территории с целью этнографических исследований. И ещё несколько месяцев
ушло на дорогу. Постепенно отец Фусё и русская женщина учились понимать язык
друг друга. И всё больше созвучий находили во взглядах на жизнь. В селении, где
жила Евдокия (так звали русскую женщину), Макото построил дом, где и поселился
с сыном. Вскоре Евдокия и Макото решили создать семью. Церковь не благословила
их брак. Мол, для христианки брак с иноверцем — грех. Тогда Макото написал
письмо своему другу, который стал монахом, с просьбой о помощи. Тот согласился,
так как по его вере брак священен, если для него есть надёжная опора в любви. И
какие-либо национальные, расовые или религиозные различия не должны мешать в
заключении этого священного союза. Через несколько месяцев (пока монах
добирался) Макото и Евдокия заключили брак по синтоисткому
обряду и стали жить в одном доме. Всё более узнавая о культуре народов друг
друга, они приняли веру друг друга. Приняли, не отвергая прежнюю веру, но —
соединяя её с прежней. Приняли не догму, но суть, которую видели в любви ко
всему живому. Они полагали, что со всеми нужно поступать так, как хотелось бы,
чтобы поступали с тобою.
Воспитываемый
отцом-японцем и приёмной матерью-русской, Фусё принял, впитал своим
чутким сердцем и восприимчивым умом красоту и величие двух культур. Он ощущал
их родство. Родство находил он не во внешнем сходстве, но во внутреннем
созвучии. Позже он написал: «Людей различаю по признаку созвучия: одни из них
созвучат на волне Прекрасного, другие — на волне некрасоты. Первые мне близки,
а вторые далеки от меня независимо от их внешних близости или удалённости от меня».
Много путешествуя
вместе с отцом, Фусё воспринял от него тягу к странствиям. И, когда ему
исполнился 21 год, просил благословения родителей отправиться в путешествие самостоятельно.
Отец не хотел его отпускать, но Евдокия сказала мужу: «Рано или поздно птенец
покидает родительское гнездо. Таков закон Природы, требующий каждому в свой
срок расправлять свои крылья». Макото согласился.
Целью для
странствия Фусё избрал приграничные хребты Гималайских гор, так как манили его
услышанные им от Евдокии легенды о Таинственной Стране Вечного Света, скрываемой
ими. Принимая во внимание сложность и дальность пути, Фусё понимал, что
возможно уже не придется ему вернуться в родительский дом. Понимали это Макото
и Евдокия. И, хотя жаль им было расставаться с сыном, решили меж собою: «Пусть
отправляется, коли есть устремление. Ведь ежели удержим его, — все равно, что
отрубим птице крылья».
Размышляя о
предстоящем пути, Фусё решил, что будет странствовать пешим ходом, зарабатывая
на пропитание, кров и одежду своим трудом. Благо, в селении, где жил с родителями,
многому обучился, так как всё приходилось делать самим. Плотницкому делу обучил
местный мастер. Отец научил искусному владению самурайским мечом. Хотя сам был
противником всякого насилия и использование физической силы, оружия считал
последним среди возможных решений конфликтных ситуаций, — всё же полагал, что
владение воинским искусством необходимо для защиты слабого, защиты семьи или
Отечества, когда им угрожает опасность. «Злу не только можно, но и нужно
противиться. Ибо непротивление злу — есть содействие ему. Злу нужно
противиться, однако, стараясь при этом избегнуть насилия даже над служителями
тёмных или свести его к минимуму, ибо многие среди них не ведают, что творят».
Этими словами Макото напутствовал Фусё, обучая его философии воинского
искусства. Поэтически философское миросозерцание словно передалось Фусё от
умершей матери и усилилось заботою Евдокии, которая знала много сказаний,
легенд, поверий, песен и рассказывала, пела их на сон грядущий мальчику. Даже и
через много лет, когда однажды услышал вновь колыбельную матушки, — был поражён
и восхищён этою песней и посвятил ей стихотворение:
засыпает малютка ...
Мама с улыбкою нежной
песню поёт колыбельную...
Словно во сне направляет
в миры Красоты и Гармонии ...
Взяв самурайский меч и котомку, в которой были приготовленные Евдокией смена белья и пища, простившись с родителями, Фусё отправился в путь. Шёл он от селения к селению, останавливаясь в них, чтобы отдохнуть, пополнить припасы пищи. Умелые в плотницком деле руки всюду находили работу и вместе с ними – пищу и кров. Фусё не чуждался никакой работой. И многому обучался. Иконопись, чеканка, резьба по дереву и многое другое изучал, наблюдая за работой мастеров, затем – работая подмастерьем. И со временем в некоторых достиг большой искусности. Так что в одном селении, прослышав о мастерстве Фусё в иконописи, его даже пригласили помочь в строительстве храма. Здесь, в этом селении и встретил юноша первую любовь, встретил Елену, которую в последствии назвал «Пробудившая Сердце».
Взяв самурайский меч и котомку, в которой были приготовленные Евдокией смена белья и пища, простившись с родителями, Фусё отправился в путь. Шёл он от селения к селению, останавливаясь в них, чтобы отдохнуть, пополнить припасы пищи. Умелые в плотницком деле руки всюду находили работу и вместе с ними – пищу и кров. Фусё не чуждался никакой работой. И многому обучался. Иконопись, чеканка, резьба по дереву и многое другое изучал, наблюдая за работой мастеров, затем – работая подмастерьем. И со временем в некоторых достиг большой искусности. Так что в одном селении, прослышав о мастерстве Фусё в иконописи, его даже пригласили помочь в строительстве храма. Здесь, в этом селении и встретил юноша первую любовь, встретил Елену, которую в последствии назвал «Пробудившая Сердце».
Елена, вдова
русского солдата, после смерти мужа дала обет безбрачия и осталась ему верна до
самой своей смерти. Приличное состояние, что оставил ей муж, она потратила на
строительство храма и содержание приюта для странствующих и страждущих. Елена и
пригласила Фусё помочь в росписи храма. Женщина высокой нравственной чистоты в
поре зрелости, очень красивая, она, конечно, сразу привлекла внимание юноши. И
до этого он был горячим поклонником женской красоты, причём в большей степени –
душевной и духовной, нежели телесной. Но восхищаясь, Фусё доселе не испытывал
такого особого духовного восхищения сердца, какое ощутил благодаря Елене. Видя
повышенное внимание к себе юноши, едва вступающего в пору духовно-душевного
созревания, мудрая женщина сразу расставила все точки над "i"
и далее, проявляя по отношению к нему материнские чувства, материнские любовь и
участие, она ни единым словом, ни взглядом, ни поступком не дала ему надежд на
что-либо большее. И хотя пылкое воображение юноши в его стихотворениях порой
переступало эту грань, в реалиях земных он испытывал по отношению к Елене
глубокое сыновнее чувство и почитал её как духовную матерь. Глубокое
благоговейное чувство по отношению к Елене запечатлел Фусё в поэтическом
сборнике «Пробудившая Сердце» и иконе «Явление Пресвятой Богородицы Сергию
Радонежскому». В любви к этой прекрасной более всего нравственно, но также
душевно и телесно женщине Фусё впервые ощутил в Сокровенных Глубинах сердца –
Ритм своей Половины, впервые осознал, что где-то в этом мире у него есть
Единственная. И в любви к Елене – Фусё готовился к встрече с Нею.
По завершении
строительства храма Фусё с благословения Елены продолжил свой путь в
Таинственную Страну Вечного Света. Странствуя, он останавливался в различных
селениях и городах. В некоторых местах остановки были продолжительными, когда
кому-то требовалась помощь. Порою же причиною остановки были особые природные
красоты, глубоко затрагивающие чуткое сердце Фусё и будившие его воображение.
Временами же приходилось ночевать под открытым небом. Но всё это было привычно
закалённому в походах с отцом Фусё. Много интересных людей встретил он в пути.
В пути он встретил и ту, с которой в последствии соединил свою жизнь в едином
Устремлении.
Приближался светлый
праздник Воскресения Христова. Направляясь в ближайшую церковь, чтобы отстоять
всенощную службу, Фусё увидел при входе девушку. Было много народу, но никого
из них не видел Фусё. Он просто увидел девушку и узнал, что это — его Единственная.
И во время службы он обратил внимание, что она не просто присутствует в храме и
не просит что-либо как многие, но – горит любовью, тайною для окружающих, а для
него – открытою через созвучное горение сердца. По окончании всенощного бдения,
при выходе из храма Фусё встретился на несколько мгновений глазами с прекрасной
незнакомкой и был поражён их глубиною, красотою, их пониманием
без слов, их красноречивым безмолвием. Девушка так же заметила Фусё. Ей было
интересно, что человека иной культурной традиции привлекает в православном
служении. Встреча глазами переросла в беседу, и беседа переросла в долгий
совместный путь. Оказалось, что Наталья, как и Фусё, искала Страну Вечного
Света. Так и пошли они вместе, в пути постепенно всё более находя меж собою
созвучий, всё глубже соединяясь сердцами. Наталья, как и Фусе, владела хорошо
несколькими ремёслами. Так что вместе труждались, вместе молились, вместе
разделяли все радости и тяготы дальнего пути.
Странствуя вместе
несколько лет, однажды они встретили монаха-схимника. На расспросы их о Стране
Вечного Света монах поведал им историю своих исканий Заветной Страны. И в
заключение сказал: «Нет нужды искать эту страну на поверхности планеты. Можно
исследовать все Гималаи и не найти Твердыни Света. Можно вовсе не бывать в
Гималаях и достичь Её. Ибо достижение Твердыни не во внешнем искании, но –
внутри, в сердце. Качество горения сердца укажет степень приближения к Заветной
Стране. Знайте, что Твердыня Света не токма лишь в Гималаях сокрыта, но и
всюду, где сердца горят устремлением к Свету. Великий Зодчий сказал: “Царствие
Небесное в сердцах ваших Сокрыто. Ищите – и найдёте его”. И ещё мой духовный Наставник говорил: “Через горение сердца твоего Я пребуду
с тобой и укажу тебе вехи пути служения Прекрасному”. Твердыня Света нуждается
в служителях, способных нести факел Священного Огня неугасимым даже там, где
непроглядно темно и бушуют ветра хаоса. Сердца ваши горят любовью. Так несите
её свет там, где только сможете. В этом и будет ваше приближение к Твердыне».
Так сказал, благословил Фусё и Наталью и пошёл далее своей дорогою.
Фусё и Наталья
после нескольких лет странствий вернулись в отчий дом Макото и Евдокии, и
обвенчались. Вскоре родители покинули этот мир. А Фусё и Наталья жили ещё долго
в любви и согласии. В 1905 году у них родились две дочери-близнецы: Елена и
Анастасия. Жизнь семьи Фусё и Натальи внешне мало чем отличалась от жизни других людей. Но внутренне всё у них было как-то иначе, с
какими-то особыми любовью и усердием. Устремлённые в Твердыню Света Фусё и
Наталья шаг за шагом приближались к Ней. 12 октября 1956 года они, простившись
с уже выросшими и вышедшими замуж дочерьми,
отправились в далёкую, но глубоко близкую им страну, куда звало и вело их
сердце, единое на двоих. С тех пор их никто более не видел в этом мире. Впрочем,
многие и особенно дочери нередко имели Сообщение с ними во снах. Всякий раз,
когда из сердца земного человека исходила молитва чистой любви, происходили
такие «встречи». Всякий раз, когда чьё-либо сердце воспламенялось стремлением
помочь людям восходить к Источнику Света, приходила помощь через два сердца, слитые
воедино Самоотверженной любовью. Со всею очевидностью можно утверждать, что
Фусё и Наталья перешли в Мир Надземный и продолжают Там восхождение к Вершинам
Духа, труждаясь самоотверженно на Общее Благо и помогая в подобном труде тем,
кто ещё проходит путь в мире земном.
Комментариев нет:
Отправить комментарий